Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Вернуться к обычной версии

***

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | RSS


Сообщество педагогов дошкольных образовательных учреждений Партизанского муниципального района


Четверг, 02.05.2024, 09:36
Главная » Файлы » Воспитатели » Познание

Пустыня
20.03.2013, 10:08
Конспект занятия по
познавательно-речевому развитию

Тема: «Пустыня»
(подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Труд».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Познание (формирование целостной картины мира).
Цели: познакомить с климатическими условиями жарких материков, углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни, понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь; развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её.
Коммуникация: учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Познание (развитие конструктивной деятельности)
Цели: учить детей сооружать макет пустыни из песка с её обитателями.
Физическая культура. Цель: формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности.
Обогащение словаря: оазис, смерч, саксаул, барханы.
Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей пустыни; умеет сооружать макет пустыни с её обитателями.

Материал: глобус; ящик с невысокими бортами, песок (для макета пустыни); фигурки животных и растения пустыни; картинки с изображением животных, растений и пейзажа пустыни; прозрачный стакан, песок, вода для опыта; загадки; музыкальное сопровождение (шум дождя, гроза).

Предварительная работа: рассматривание глобуса, материков, географической карты Африки: нахождение пустынь, гор, рек и их обозначение на карте.
Подготовительная работа: подготовить ящик с невысокими бортиками, мелкий песок.

Ход занятия
1. Рассказ педагога о пустыне (использовать демонстрационный материал - картинки с изображениями растений и животных пустыни).
1/7 часть всей суши Земли занимают пустыни. Пустыни – это очень сухие территории, где выпадает очень-очень мало дождя в год. Самая большая и жаркая пустыня планеты – Сахара – находится на севере Африки (показать на глобусе). Растительность пустыни бедна. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками. Между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, т.к. только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.
В полдень очень жарко, в такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке.
В каждой жаркой пустыне раз в год приходит время, когда растения внезапно зацветают. Это происходит, когда приходит дождь, чаще всего это весной. Если начинается дождь, то сильный, слабый дождь высох бы по дороге на землю – так в пустыне жарко.
Растения пустыни необычные.
Кактус имеет мягкий, как губка, ствол, который толстеет полный воды после дождя. Он не имеет листьев. Кактус накапливает воду в зелёных стволах.
Мастиковое дерево, корни до 30м в длину.
Белый и чёрный саксаул –корни глубоко уходят в землю; вместо листьев – чешуйки.
Растут ещё верблюжья колючка и полынь, цветут лилии и красные маки.
Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы.
В пустыне часто возникает смерч. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути.
Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.
Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.
Черепахи (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми.
В пустыне обитают совы, змеи, жуки-скарабеи, антилопы-джейран, жабы, дикие ослы, насекомые: саранча, тарантулы, скорпионы, жуки. Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом.
В пустыне живёт одно из интереснейших животных – верблюд. Верблюд – это не только транспортное средство. Он легко проходит по сыпучим пескам, потому что «пескоступы» у него мягкие и широкие. Питается горьковато-солёной травой, саксаулом, полыньёй, верблюжьей колючкой. Верблюд может жить без воды 2-3 недели, питаясь содержащими воду растениями. Десятки литров воды может потерять в жаркую погоду и не умирает от жажды, а лишь высыхает, теряет вес. Зато потом, восполняя его, выпивает 13 ведёр воды за 10 минут. Вода, словно губка, впитывается всеми частями тела. У них мозоли на коленях, на груди и на пятках. Для чего? В таких вот «мозолистых башмаках» очень удобно ходить по щебнисто-каменистой пустыне и мягкому песку, не увязая в нём и не обжигаясь. Верной защитой от жары и холода служит густая шерсть. Длинные ноги удобны при ходьбе, длинная шея позволяет своевременно рассмотреть опасность, густые длинные ресницы защищают глаза от пыли и песка. Вода и пища хранится в двух горбах. Верблюда называют «кораблём пустыни». Как вы, ребята, думаете, почему? (потому что они перевозят соль, сахар, лес, хлопок, зерно, муку). Для пустыни – это самый дешёвый и удобный транспорт. Почему? (не нужно дорогое топливо, различные прицепы, таскающие груз, они неприхотливы в еде).
Почти везде есть подземные воды, зажатые в твёрдых породах, но есть немногочисленные места, где твёрдые породы – скалы – выходят на поверхность. Эти места в пустынях называют оазисами. Такие растения, как финиковые пальмы, растут только вблизи оазисов, т.к. там их корни могут добраться до воды. Многие пустынные птицы, такие как песчаная куропатка, и более крупные животные, такие как лисы, регулярно посещают оазисы, чтобы напиться воды.

2. Вопросы по теме:
- Как называется самая большая пустыня планеты?
- Назовите животных, которые живут здесь.
- Какие растения растут в пустыне?
- Почему в пустыне всегда идёт сильный дождь?
- Что такое «барханы»?
- Какие места в пустыне называют оазисами?
- Какое животное называют «кораблём пустыни», почему?
- Почему у растений длинные корни?

3. Опыт с песком и водой.
(показать детям, как быстро вода просачивается, не задерживаясь, сквозь песок).

4. Сюрпризный момент: получение письма от верблюда.
Ребята, давайте представим себе, что мы - добрые волшебники. Каждый год в одно и то же время мы собираемся в определённом месте, в помещении нашей группы д/с, чтобы прочитать письма, которые сюда приходят, и помочь всем, кто в чём-то нуждается. Слышите, кто-то постучал в дверь. Пойду, посмотрю. Да ведь это почтальон. Смотрите, сколько писем! (педагог берёт из рук почтальона коробку с конвертами). Давайте вскроем сейчас одно из них, а позже все остальные. (Педагог вскрывает письмо, просматривает его). Это письмо от верблюда. Он просит нас, добрых волшебников, помочь, сделать так, чтобы в пустыне пошёл дождь. Давайте поможем, мы ведь маги и умеем колдовать!

5. Физминутка. Игровое упражнение «Мы – добрые волшебники» (музыкальное сопровождение: шум дождя, гроза)
Душ, душ, тёплый душ! После душа столько луж.
Мы побегали под душем и себя на солнце сушим.
Ног-то нет, а он идёт, глаз-то нет, а слёзы льёт.
Как придёт, да как расплачется,
Мы под крышу сразу прячемся.
(выполнять движения в соответствии с содержанием)

6. Изготовление макета пустыни.
(В заранее приготовленный ящик с невысокими бортиками дети насыпают мелкий песок и делают холмистую поверхность пустыни).

7. Дидактическая игра «Кто живёт и что растёт в пустыне?»
(дети отгадывают загадки и выкладывают животных и растения на макет пустыни)
1. Всегда свой домик на себе носит. (черепаха)
2. Хвостом на песке свой след оставляет. (змея)
3. Спасается, убегает, а хвост оставляет. (ящерица)
4. Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. (верблюд)
5. Сердитый, колючий, не трогай лучше. (ёж)
6. На моём окошке поселился ёжик.
Всё глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от мороза съёжился? (кактус)

8. Подведение итога, анализ.
Вопросы. - Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
- С какими новыми животными познакомились?
- Что ещё нового узнали?
Категория: Познание | Добавил: Alenyhka
Просмотров: 5159 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
***
Версия для слабовидящих

Поиск

***
Как вступить в сообщество?

Форма входа

Наш опрос
Интересно узнать возраст педагогов-посетителей нашего сайта

Всего ответов: 168

Сетевые проекты
СТРАНА РОДНАЯ

Сообщество педагогов дошкольных образовательных учреждений Партизанского муниципального района © 2013-2024 Конструктор сайтов - uCoz

Персональные данные воспитанников, в том числе фотографии и видеозаписи, размещены с письменного согласия родителей (законных представителей)